Сделать домашней
Написать нам

БУКЛЕТ: 75 ЛЕТ ДФИЦ РАН

ИНСТИТУТЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

все институты →

Приглашаем Вас посетить наш новый сайт dfic.ru!
(сайт находится на стадии доработки)

Новости

Рамазан Муртазалиев: «Я 10 лет искал Вику Плотноволосистую»

Дата: 30.08.2019


Рамазан Алибегович, скажите, почему Вы пошли в биологию? С детства интересовала природа? Или, как часто бывает, случайный выбор предшествовал влюбленности в профессию?

Наверное, это произошло в старших классах - у нас был хороший учитель по биологии, каждый урок проходил очень интересно и увлеченно. Мы регулярно участвовали в олимпиадах по биологии. Химию преподавал дядя, поэтому приходилось прилагать дополнительные усилия, чтоб не подвести его. В 11 классе родители твердо решили сделать из меня врача, но, экзамен по русскому меня подвел, биологию и химию сдал на 5. Все же, спустя годы, я вернулся в медицинский институт, но уже в качестве преподавателя.  

    А тогда я поступил на биологический факультет ДГУ. И сразу же, на первом курсе понял, что должен стать экологом. Я очень увлекся растениями, когда однокурсники уходили домой после занятий, оставался и определял виды растений, читал научную литературу по флоре и растительности Дагестана.

Обучаясь на старших курсах уже видел себя в качестве исследователя. Я очень благодарен руководителю моей дипломной работы Мадине Магомедовой, а также преподавателям кафедры Аминат Раджи, Анне Лепехиной, Каримулле Ибрагимову и другим сотрудникам, которые не только учили, но и привили во мне любовь к природе и науке.     

Наука ведь предполагает исследования, открытия. Возможно ли сейчас открыть что-то в биологии и экологии? Новый вид, например.

 Наука развивается и идет вперед. Появляются новые технологии, усовершенствуются методики исследований, тем самым способствуя новым открытиям. Это касается и биологии. В последние годы было сделано много открытий, связанных с развитием новых технологий молекулярно-генетических исследований. Сама система живых организмов была изменена благодаря этим исследованиям. В настоящее время, работы, связанные систематикой, печатаются в ведущих журналах с учетом молекулярно-генетических исследований. Благодаря этим исследованиям и выявляются новые виды, вернее, именно по этим анализам можно поставить все точки над I. В мире каждый день описывается новый вид организма. Особенно беспозвоночных, даже трудно предсказать, сколько видов насекомых еще не известны человеку. Среди растений открытие новых видов происходит реже, но все же это случается. Десятки и сотни, если не тысячи, видов растений, еще могут быть открыты в бассейне Амазонки и Конго, где много мест, куда не вступала нога исследователя. В умеренных зонах, где все достаточно обследованно, новые виды находят реже. Если мы возьмем в качестве примера Дагестан, то у нас за последние 15–20 лет было открыто около десятка новых видов растений. Пару лет назад нашел по Самуру одно растение, которое оказалось новым видом. Мы назвали его Живокостью самурской. Скоро выйдет статья, посвящённая ему, в одном из европейских журналов. Изучая филогению и систематику близкородственных видов из группы Лука гунибского, один из образцов, собранного в Цумадинском районе, при изучении его морфологии оказался совершенно другим растением. Описание этого вида еще в процессе.             

      А что вообще представляет собой Дагестан в ботаническом отношении?  Расскажите об интересных, на ваш взгляд, исчезающих видах растений и в каких районах они растут? Какие из них внесены в Красную книгу МСОП?

 Дагестан в ботаническом отношении уникальное место. Природные условия здесь позволяют произрастать растениям разных экологических групп из различных флористических провинций. У нас богатая флора, в настоящее время для Дагестана приводится 3400 видов растений, среди которых большое количество редких и исчезающих видов. Кроме того, Дагестан занимает одно из первых мест на Кавказе по количеству эндемичных видов – растений, которые встречаются только в Дагестане и нигде в мире. Среди них встречаются и очень редкие, которые занесены в Красные книги всех уровней. Таким является, например, пижма Акинфиева, известная только с горы Абучалабек, с окрестностей с. Цудахар. На грани исчезновения весьма оригинальный колокольчик – мюхленбергелла Оверина, который встречается в нескольких местах по Аварскому и Андийскому Койсу. Почти 10 лет подряд я искал в окрестностях Дербента вику плотноволосистую, которую собирали здесь последний раз 50 лет назад, а перед этим только в начале 20го века. И вот в этом году, наконец, я нашел популяцию этого вида и оценил его состояние. Эти сведения были очень нужны для нового издания Красной книги РФ и Дагестана. Эти виды также включены в Красную книгу МСОП, информацию о них и других наших видах можно найти на официальном сайте IUCN. Таких примеров много.

Вы один авторов 1 части Красной книги Дагестана, посвященной растениям, а также 4-х томов Конспекта флоры Дагестана и ряда других монографий. Расскажите, как велась работа над Красной книгой и что нас ждет в новой редакции Красной книги?

 Был накоплен достаточно большой опыт работы с Красными книгами. Почти 5 лет в составе российской делегации я оценивал по категориям и критериям МСОП редкие виды растений Кавказа, за время которого прошел стажировку в США, где знакомился также с опытом управления системой ООПТ. В 2008 мы закончили Красную книгу РФ и в 2009 Красную книгу Дагестана. Мы ее сделали на должном уровне, и Красная книга Дагестана считается одной из лучших среди Красных книг субъектов РФ.

Для уточнения и оценки состояния краснокнижных видов в год издания было совершено около 35 выездов и экспедиций по Дагестану, в этот же год велась работа по завершению 4-х томов Конспекта флоры Дагестана. Мы совместно с Светланой Литвинской издали монографию про эндемизм флоры российской части Кавказа – как итог работы в проекте IUCN и с Юрием Яровенко завершили проект издательского дома «Эпоха» - Уникальный мир флоры и фауны Дагестана (фотоальбом). И все это чередовалось несколькими длительными загранкомандировками. По закону «О Красной книге Республики Дагестан» она должна переиздаваться через 10 лет. В новое издание будут включены разделы по мхам, лишайникам, водорослям и грибам, которые отсутствуют в действующей версии. За эти годы на территории Дагестана были обнаружены несколько видов, занесенных в Красную книгу РФ, и мы их тоже должны включать. Добавятся и некоторые виды, которые нуждаются в охране и принятии мер по их сохранению. Часть видов будут исключены, поскольку их состояние на сегодня не вызывает опасений. Отдельным Постановлением Правительства включен в Красную книгу Дагестана тюлень каспийский, который нуждается в принятии срочных мер по восстановлению численности. Сейчас идет подготовительная работа, в следующем году мы увидим новую версию Красной книги РД.        

Нам и в 2–3 соседних республиках не удается побывать, а вы объездили более 40 стран. Вашему опыту и заядлые путешественники позавидуют. Рамазан Алибегович, вы человек увлекающийся?  Расскажите о вашей первой поездке? И расскажите о самых интересных странах и местах, куда бы вы еще хотели бы вернуться?

- Первый выезд за пределы страны был в начале 2000 годов. В основном это были командировки в страны Закавказья, связанные с участием в региональных конференциях по изучению биоразнообразия и сохранения природы Кавказа. Настоящей первой поездкой за границу для меня стала экспедиция в Монголию. Спустя несколько лет после защиты кандидатской диссертации меня пригласили принять участие в степном отряде Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции. Это было для меня очень важно, поскольку необходимо было показать свою квалификацию и применить на практике теоретические наработки диссертации. Она была посвящена одной из актуальных тем для Дагестана – изучению влияния выпаса животных на пастбищные экосистемы. Поскольку в Монголии очень развито скотоводство, надо было проводить исследования состояния пастбищ, используемые домашними и дикими животными. В течение пяти лет по 2 летних месяца я жил в Монголии. Для меня это был совсем другой мир – культура, традиции, быт и образ жизни, там как будто время остановилось еще 1000 лет назад: бескрайные степи, юрты, стадо домашних и диких животных. Там не было связи, даже свет не везде был.  Счет дней и недель полностью стиралась с памяти. Жизнь протекала очень размеренно и спокойно, что было совсем не привычно для жителя города. У меня остались самые теплые воспоминаний о ней, хочется еще раз вернуться туда, прошло уже 10 лет после последней поездки.

Дальше все как-то закружилось…, одновременно международные природоохранные организации (WWF, IUCN) начали реализовывать крупные проекты по Кавказу, куда меня пригласили принять участие в составе российской делегации экспертов. Начался тогда и большой проект Совета Европы по выявлению территорий особого природоохранного значения, в рамках реализации Евросоюзом Бернской Конвенции, где я представлял Россию на совещаниях для стран Кавказа. Параллельно шли поездки связанные с участием на конференциях, конгрессах и совещаниях в различных странах. Часть поездок была связана с личными инициативами, в результате которой были организованы экспедиционные туры в бассейн Амазонки, в восточную Африку с восхождением на гору Килиманджаро, по островам Малайского архипелага (Борнео, Суматра), где мы посещали национальные парки, заповедники, и многие другие места. В прошлом году одна московская турфирма, специализирующаяся на экологическом туризме, предложила мне участвовать в разработке нового маршрута по Южной Африке. За три недели мы посетили 5 стран и проехали почти 7000 км, рассматривая и изучая природные объекты, флору, фауну и всю логистику данного маршрута.

Но где бы я ни был и куда бы ни поехал, все равно тянусь в родной Дагестан. Очень люблю красоту его природы, культуру и традиции наших народов. И очень люблю город Стамбул, хотя и был там десяток раз.  А вернуться я хотел бы снова в Австралию, это единственное место, где у меня возникла мысль – «я хотел бы здесь жить!».

В мире так много интересных и красивых мест, но нашей жизни мало чтоб посещать одни и те же несколько раз… Хочется побывать в бассейне реки Конго (хотя это очень опасно!), на Мадагаскаре, очень хочется еще раз вернуться в Южную Америку…но, мы не знаем, что нас ждет впереди! 

 

Вы с отличием закончили Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Как вы решились поступить , ведь к этому времени вы уже были состоявшимся ученым, заведующим отделом флоры и растительных ресурсов ГБС ДНЦ РАН?

Это было совершенно неожиданное решение для меня самого.  Надо было буквально в течение недели собрать документы и полететь на вступительные испытания. Я не смог получить письмо-рекомендацию от Правительства или от министра по направлению специальности. К счастью, по результатам тестирования меня приняли без рекомендации.  

Как приступил к учебе, сразу понял, что сделал правильный выбор. Каждая пара была настолько интересной и увлекательной, что время проходило незаметно и быстро. За 4 года обучения я прошел хорошую школу управленца.

Учеба открыла новые возможности и помогла совсем по-другому мыслить и принимать решения. Если даже оно мне не пригодится вообще в будущем, обучение в академии дало мне многое, что я могу использовать в любой деятельности, где бы я не работал. У меня появился новый круг общения, друзья и приятели среди высокопоставленных работников.                     

Вы прошли жесткий отбор и победили в конкурсе по формированию резерва управленческих кадров Республики Дагестан. Вы хотели себе доказать, что вы можете победить, или вас заинтересовала политика? Будучи политическим лидером, что бы вы изменили?

    Первый раз прошел конкурс, который был организован еще при Р.Г. Абдулатипове, будучи на последнем курсе РАНХиГС, и числился в резерве управленческих кадров.

С новым главой Дагестана были предпосылки к обновлению чиновничьего аппарата и начала нового курса развития республики. В связи, с чем я и решил еще раз принять участие в конкурсе.

У нас много проблем связанных с экологией, про которые знают практически все, но пока мало что меняется в лучшую сторону. Надо признать и низкую экологическую культуру большинства дагестанцев.

У меня нет цели стать чиновником. Но если мне предложат работу в этом направлении готов применить свои знания и умения в области экологии и охраны окружающей среды.


Вернуться к новостной ленте

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

367000, Республика Дагестан,
г. Махачкала,
ул. М.Гаджиева, 45.

E-mail:

dncran@mail.ru

Телефоны:

(8722)

67-06-20

(8722)

67-06-11

Факс:

(8722)

67-49-65

Председатель ДФИЦ РАН

Муртазаев Акай Курбанович

© 2013 - 2024. Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru