Сделать домашней
Написать нам

БУКЛЕТ: 75 ЛЕТ ДФИЦ РАН

ИНСТИТУТЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

все институты →

Приглашаем Вас посетить наш новый сайт dfic.ru!
(сайт находится на стадии доработки)

Новости

Всероссийская акция «Научный полк»

Дата: 03.05.2023


Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ.

 

Магомед Бутаев родился 1 января 1923 года в с. Куркли Лакского района ДАССР. Жизнь молодого горского парня, мечтавшего после окончания Буйнакского техникума советской торговли в 1941 г. продолжить обучение, прервалась начавшейся Великой Отечественной войной. Семнадцатилетним юношей он ушел добровольцем на фронт. После учебы в Ейском военно-морском авиационном и Телавском пехотном училище (06.1941 – 10.1942) Магомед Бутаев в составе действующей армии с ноября 1942 по 1943 г. сражался на фронтах Великой Отечественной войны, занимая должности командира взвода 165 отдельной курсантской стрелковой бригады и подрывника 113 отдельной огнеметной роты Черноморской группы войск 4 Украинского фронта. Прошел всю войну и дважды был ранен.

Приведем строки из его интервью корреспонденту газеты «Молодежь Дагестана» – «Вообще-то, всё у меня началось с войны, там «мои университеты», оттуда мои первые анекдоты, и именно тогда, по сути, появились письма… Да, письма…

1941 год… Все на фронт, все для победы. В то время я уже закончил семилетку и учился в Буйнакске, на третьем курсе техникума советской торговли. У нас не было тогда большого выбора. И вот – война. Мы верили, что быстро разобьем фашистов, и нам хотелось поскорее попасть на фронт, чтобы самим быть свидетелями этого дня.

Мне было неполных семнадцать, когда я подделал справку из сельсовета и стал рожденным в 1923 году, что позволило стать мне добровольцем.

Полгода в лейтенантском пехотном училище – и нас, молодых курсантов, кинули под Туапсе затыкать слабые места в панически отступающей нашей армии. Мы, насмотревшиеся агитплакатов и фильмов, где одним штыком наш воин протыкает и разбивает врага, столкнулись с обратным. Перед нами – хорошо обученные элитные части вермахта, специально созданные для боев в горах. Тогда, в 1942 году, приказом N127 меня наградили медалью «За отвагу».

 Многое пришлось повидать… смерть близких людей. Сейчас все мои ребята незримо обступают меня, живут во мне. И даже во сне война нависает и затягивает меня со всей силой, а я всё время оказываюсь беззащитным.

Война… Мы не считали себя героями и шли в атаку потому, что защищали свою Родину. И мы верили в партию, в Сталина — так были воспитаны, и от этого не уйти.

– На войне хватало места и шуткам?

– Мы были молоды, жизнь цинично сталкивала нас с горем, и без шуток, я думаю, было бы трудно.

– …Да, бриться я стал лишь после войны. Мне было 18 лет. И я умел только воевать и писать письма… Когда меня спросили бы, что ценного вынес из своей жизни, я бы не поставил все дворцы вместе взятые рядом с хотя бы одним фронтовым письмом. В них – все желания, боль и надежды моей молодости, известия из дома и судьбы близких и далеких людей, в них – весь мой Дагестан и та необозримая территория, называемая Советской страной, и где пуля, прошедшая через мое правое плечо и вещмешок, навечно связала меня с ними, оставив на них следы крови.

Как-то в часть на мое имя пришел официальный конверт из Махачкалы. И я узнаю, что одно из моих писем почему-то понравилось и было напечатано. Меня просили писать побольше, как сражаются наши солдаты, что едят, кто и как отличился. Там же были сведения о наших дагестанцах, воюющих на других фронтах. Подписано оно было именем Александры Матвеевны Путерброт. Оказывается, эта женщина была ответственным секретарем в комиссии по истории Великой Отечественной войны, созданной при обкоме партии Дагестана, и через письма находила наших земляков. Сама переписывалась с ними, разыскивала их родных и близких, делясь своим теплом со всеми.

Кстати, узнав, что бойцы с увлечением читают наряду с «Красной звездой» и «Дагестанскую правду», вырезки из которой я получал, командир батальона издал приказ, запрещающий использовать ее для самокруток.

– Вы помните лица тех, кого убивали?

– Когда стреляешь из пулемета, смерть идет по одной линии и лица на расстоянии 1000 метров просто не видны.

– А в рукопашном бою?

– Да, на меня смотрели молодые, здоровые лица, полные жизни, но ненависть застилала глаза, и если не ты, то – тебя.

Нам часто в привозимой кинохронике показывали массовые расстрелы мирных людей фашистами, сожженные города и деревни.

Закончилась для меня война в госпитале. Не довелось самолично загнать Гитлера в его бункер и там погасить всю свою злобу и боль…»[1].

 После демобилизации в 1946 г. работал инструктором Лакского райкома партии. Суровая фронтовая закалка предопределила его судьбу и в мирное время. После окончания с отличием факультета журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС в Москве в 1958 г. Магомед Джалалутинович работал старшим научным сотрудником, заместителем директора Дагестанского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, заместителем заведующего идеологическим отделом обкома КПСС.

Высокий авторитет, которым заслуженно пользовался молодой ученный в научной и общественной среде, стал основание для утверждения М. Бутаева в 1960 г. помощником первого секретаря Дагобкома партии А.Д. Даниялова. В 1965 г. становится главным редактором журнала «Советский Дагестан» и одновременно возглавляет Союз журналистов Дагестана. С 1982 года и до последних дней жизни работал в Институте археологии и этнографии. В 1965 г. защитил кандидатскую, а в 1979 г. – докторскую диссертацию, и обе они были посвящены истории печати Дагестана.

Значителен вклад М. Бутаева в историческую науку. Работая в Институте ИАЭ ДНЦ РАН (ныне-ДФИЦ) М. Бутаев показал себя вдумчивым исследователем, способным выполнять научные работы на высоком идейно-теоретическом уровне. Им опубликованы десятки научных работ по истории Дагестана и Северного Кавказа, в которых исследованы вопросы национального своеобразия и самобытности дагестанского народа, укрепления целостности республики. Весомый был вклад М. Бутаева в деле развития научно-творческого сотрудничества Дагестана с научными центрами РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Он входил в состав редколлегии республиканских многотомных «Книги Памяти» и «Солдаты Отечества». Работая в ДНЦ РАН одновременно являлся профессором кафедры журналистики Дагестанского государственного университета, где создал школу по проблемам многонациональной печати журналистики, а также литературы и культуры народов Кавказа.

Особо хотелось бы отметить его работы, связанные с освещением событий Великой Отечественной войны: «Преемственность поколений», «Фронтовые треугольники», «Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Хроника важнейших событий» и др. Ценность этих исследований заключается в том, что с их героями Магомед Бутаев лично встречался на войне и в период послевоенного восстановления страны. В этих исследованиях встречается подборка фронтовых писем – своеобразный итог многолетней поисковой работы ученого. Эти пожелтевшие от времени фронтовые треугольники воскрешают в нашей памяти неизвестные страницы многих фронтовых судеб. Перед нами правдивые страницы истории Великой Отечественной войны от июньских дней 1941 г. до мая 1945 г.

Заслуги Бутаева М.Дж. по достоинству оценены государством. Он кавалер 24 орденов и медалей СССР и России, в т.ч. орденов Отечественной войны I и II степени, Дружбы народов, лауреат Государственной премии РД.

Награжден почетными знаками Союза журналистов СССР и РФ, комитетов ветеранов войны СССР и РФ, почетными грамотами Верховного Совета ДАССР, Госсовета РД, РАН, ДНЦ. Свидетельством высокого признания ученого является присвоение ему звания заслуженный деятель науки РФ и РД. Он лауреат журналисткой премии «Золотой орел». Решением Высшего Совета Ассоциации офицеров запаса Вооруженных сил (Мегапир) России за мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. удостоен звания лауреата форума «Общественное признание», был утвержден в звании полковника в отставке.

М. Бутаев неоднократно избирался в партийные и советские органы, членом правления союза журналистов СССР и РФ.

 

 



[1] Гаджиев М. Письмо в будущее // Молодежь Дагестана. 2016. 15 июля.;  https://md-gazeta.ru/obshhestvo/12848

 


Вернуться к новостной ленте

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

367000, Республика Дагестан,
г. Махачкала,
ул. М.Гаджиева, 45.

E-mail:

dncran@mail.ru

Телефоны:

(8722)

67-06-20

(8722)

67-06-11

Факс:

(8722)

67-49-65

Председатель ДФИЦ РАН

Муртазаев Акай Курбанович

© 2013 - 2024. Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru